?

Log in

No account? Create an account
лого

Март 2019

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com

Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение

Земля Франца-Иосифа является крайним северо-западным форпостом Российской Федерации. Дальше – только северный полюс, до которого, кстати, всего 896 км. А до США, как и до Москвы – от ЗФИ лететь 2970 км.



Неудивительно, что с начала 1950-х годов тут было организовано несколько объектов военного назначения. Правда, потом, в начале 90-х, все они, за исключением погранзаставы «Нагурское», находящейся на острове Земля Александры, были закрыты.

Греэм-Белл части Российских вооруженных сил покинули в 1993 году. После них остался ледовый аэродром, а также два военных поселка. В поселках некогда располагалась 30-я отдельная радиолокационная рота «Греэм-Белл» и отдельная авиакомендатура.

Авиакомендатура поддерживала ледовый аэродром в работоспособном состоянии. Полоса аэродрома была длинная, широкая, хорошо укатанная — ледяной "бетон". Края полосы представляли собой отвесные трехметровые стенки из спрессованного временем и морозом снега. Тогда аэродром еще мог принимать тяжелые самолеты. После 1993 года — уже нет.

История возникновения ледового аэродрома очень интересна, но, к сожалению, почти вся информация о нем, судя по всему, строго засекречена, потому что практически никаких сведении об этом обнаружить не удалось. Может они есть в каких-то архивах, но в интернете отсутствует.

Известно лишь то, что Арктика начала рассматриваться СССР и США в качестве вероятного театра военных действий в 50-е годы. В это же время проявился интерес к созданию позиций на арктических островах — Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.



В 1949 г. был произведен первый атомный взрыв в СССР на Семипалатинском полигоне, в Казахстане. Решение о создании второго военно-морского полигона на Новой Земле принимается в 1953 г. Первым местом для проведения испытаний атомного оружия выбрана губа Чёрная, где 21 сентября 1955 г. произведен подводный атомный взрыв. В 1957 г. здесь же осуществлен единственный на Новой Земле наземный взрыв. В это же время военно-морской флот создает систему подразделений, которые следят за движением судов в районе Новой Земли. Эти подразделения размещаются в основном на бывших полярных станциях, хотя часть этих станций (например, Малые Кармакулы, Мыс Желания и Мыс Меньшикова) продолжает действовать в «гражданском» режиме. Одновременно с частями ВМФ на Новой Земле начинают развертываться части Войск ПВО страны. Штаб 4-й дивизии ПВО, так же как и штаб полигона, размещался в Белушьей Губе. В 1957 г. с островов выселяется все местное население и военные становятся его безраздельными хозяевами.

Вероятнее всего, на ЗФИ аэродром и прочие военные объекты создавались примерно в это же время – то есть в середине и конце пятидесятых годов прошлого века. С 1957-го по 1999 г. никакой «гражданской» власти в этой части страны не существовало, высшей властью был командир. Фактически Новая Земля и Земля Франца-Иосифа находились вне сетки административно-территориального деления СССР, подчиняясь напрямую Москве



А вот еще кое-какие подробности о стратегическом значении ледового аэродрома на Греэм-Белле:

«Целых двенадцать лет после победного мая 45-го самолеты-разведчики НАТО безнаказанно вторгались в воздушное пространство над Заполярьем. 30 декабря 1953 года в небе Кольского полуострова впервые появился американский бомбардировщик Б-29, способный нести ядерное оружие. 8 мая 1954 года, накануне праздника, была осуществлена широкомасштабная провокация — два бомбардировщика Б-47 со стороны острова Медвежий вторглись в воздушное пространство СССР, долетели до Кандалакши, развернулись и ушли назад.

Перехватить и уничтожить эти самолеты силы и средства ПВО Северного флота не смогли, поэтому было принято решение о создании 21-го корпуса ПВО, способного защитить города и объекты Кольского полуострова от ударов с воздуха. 1 февраля 1957 года части 21-го корпуса ПВО приступили к выполнению задач боевого дежурства.

Учитывая стратегическое значение прикрываемых объектов Заполярья и тот факт, что северное направление представляло кратчайший путь для воздушно-космического нападения вглубь территории страны, корпус ПВО первым оснащался техникой.

На его вооружение поступили новые образцы зенитно-ракетного комплекса дальнего действия С-200, первые дивизионы С-300, истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27, новые трехкоординатные радиолокационные станции, отрабатывались элементы взаимодействия с самолетом радиолокационного дозора А-50 - аналогом американской системы АВАКС.

Новая техника осваивалась в кратчайшие сроки. Дивизионы стреляли с острова Кильдин, из района Териберки, со Святого Носа возле Гремихи по всем типам крылатых ракет, запускаемых с берега, с подводных лодок и самолетов, а также по надводным целям. Такого опыта не было ни в одном корпусе ПВО страны.

Летчики корпуса освоили посадку истребителей-перехватчиков МиГ-31 и Су-27 на ледовый аэродром острова Греэм-Белл Земли Франца-Иосифа. Тем самым они получили возможность перехватывать и уничтожать стратегическую авиацию не просто до рубежа пуска крылатых ракет, а вообще над Северным полюсом. Авиация также училась сбивать ракеты над Баренцевым морем.

Этот опыт быстро пригодился. 1 июля 1960 года у мыса Святой Нос капитаном Поляковым был сбит американский самолет-разведчик РБ-47, 20 апреля 1978 года принужден к посадке самолет «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании, нарушивший воздушное пространство СССР. Тогда отличился капитан Босов, осуществивший по нарушителю пуск ракеты с самолета Су-15ТМ. К слову, пассажирский самолет пилотировал полковник ВВС Южной Кореи Ким Чанг Кью. На перехват Боинга были подняты два Су-15ТМ и два Як-28П».

Теперь же и ледовый аэродром, и оставшиеся после военных строения, и старая техника – все это сочтено не более чем мусором, который убирается в рамках программы по «Очистке Арктики». Людям, как оказалось, — «стыдно перед иностранными туристами». А вдруг кто-то увидит эти военные части? А вдруг чего не того подумает? Уникальные исторические объекты воспринимаются обывателями не иначе как свалка, как постыдные воспоминания, от которых надо как можно скорее избавляться.

С кем бы мы ни разговаривали на Греэм-Белле – ни один из шестидесяти человек не мог понять, зачем нужно сохранять аэродром и военные части. Наша работа казалась им бесполезным фарсом. Все стремились уничтожить артефакты подчистую, оставив лишь девственно пустую арктическую пустыню.



К счастью, руководство «Русской Арктики» думало иначе. Именно Национальный парк санкционировал и организовал наши работы по сохранению историко-культурных объектов, оставшихся на Греэм-Белле с советских времен.

Кстати, разыскивая информацию об аэродроме, я наткнулась на любопытную статейку, написанную в 2012 году:

"Россия приступает к расконсервации заброшенных советских аэродромов в Арктике. К этим работам вскоре приступит авиационное объединение Западного военного округа, сообщил командующий объединением Игорь Макушев. В ближайших планах расконсервация аэродромов на Новой Земле и в Нарьян-Маре. Планы на следующий года предусматривают восстановительные работы на военном аэродроме на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Арктическая авиация, как и арктические военные аэродромы активно использовались в советский период, но после развала Советского Союза были заброшены. Как написала газета "Коммерсант" со ссылкой на мнения российских экспертов, размораживание старых аэродромов не означает, что Россия наращивает военное присутствие в Арктике. "Я не думаю, что это будут полноценные аэродромы с содержанием там авиации на постоянной основе", - считает ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин. По его словам: самолеты будут садиться в то время, когда надо выполнять боевые задачи, или во время учений, или для контрольного облета постов".

В связи с этим возникает несколько вопросов. Первый: с чего аэродром считается не заброшенным, а «законсервированным»? Из чего следуют такие выводы? Второй: с каких пор практически полное уничтожение аэродрома и его инфраструктуры считается «расконсервацией». И, наконец, третий: если на этот аэродром есть хоть какие-то планы, с какой стати его отдали на растерзание очистникам?



Если бы не решение Нацпарка и наша ненормальная настойчивость, даже нескольких сохранившихся объектов уже бы не было. На острове не оказалось ни одного человека, понимающего ценность аэродромной инфраструктуры. Даже наоборот, некоторые люди, не только не осознавали важность ледового аэродрома, но и активно вредили нашей работе по сохранению его частей. И, как ни парадоксально – но мешали нам как раз те, кто на самом деле должны были помогать, а именно — инспектора Национального парка «Русская Арктика», и некоторые сотрудники «Севморгео». Именно они, в нарушение всех данных начальством инструкций, пытались содействовать уничтожению военных объектов, чтоб не было стыдно перед иностранцами, желающими посетить ЗФИ и поглазеть на белых ми-ми-мишек.

И, кстати, благодаря и их усилиям, аэродрома уже нет. Одна лишь целина – ни диспетчерской приаэродромного склада ГСМ, ни станций дозаправки самолетов, ни деталей или частей летательных аппаратов, ни сигнальных огней, ни линии электропередач, ни многого-многого другого.



Теперь этого не осталось даже для истории. Не говоря уже о том, что все это почти наверняка хотели бы посетить любители абандонов (заброшенностей). Практически ничего не осталось потому, что очистку осуществляли люди, не понимающие ни практической, ни культурной, ни даже исторической ценности аэродрома и военных поселков. Для них все было мусором.



На аэродроме удалось сохранить лишь кое-что из техники, вроде среднего привода, СКП и РСП.









Однако, эта техника уже ничего не скажет о реальном состоянии дел и о том, как когда-то мог выглядеть аэродром. Сейчас это лишь разрозненные остатки былой инфраструктуры

Да, ГСМ природе вредит, не спорю. Сбор оставшегося на острове топлива я могу понять. Но чем радетелям за чистоту природы мешают каменные или деревянные строения, а также старая техника, понять не могу. И также не могу понять, как воспринимать все эти байки СМИ про расконсервацию? Или у нас, как всегда, одна рука не ведает о том, что творит правая, и одни структуры уничтожают аэродром, в то время, когда другие собираются его использовать? Черт знает что, честно говоря!



Что бы там не планировали начальники, и не писали про ледовый аэродром СМИ, но спустя двадцать лет Греэм-Белл решили освободить от «отходов» и в этом году туда отправились очистники, которые к настоящему времени собрали аж целых восемь тысяч тонн «мусора».



Ледовый аэродром на Греэм-Белле считается самым северным аэродромом России. Самая северная авиабаза США — авиабаза Туле в Гренландии – она, как и наш ледовый аэродром была ключевым пунктом противовоздушной обороны в годы Холодной войны.

Учитывая, что наш аэродром расположен в 896 км от Северного полюса, а Американский в 1500 км от Северного полюса, соответственно, можно утверждать, что ледовый аэродром на Греэм-Белле был самым северным аэродромом не только в России, но и в мире.

Сейчас этого аэродрома уже нет, и восстановить его в прежнем виде не получится. Чья в этом вина? Очистников, которым надо было выполнить установленные нормы и собрать свои восемь тысяч тонн металлолома? Государственных инспекторов "Русской Арктики", которые всеми силами пытались навредить своему руководству и саботировали данные свыше указания? А может прочих ответственных лиц, которые в погоне за очистной показухой забыли про уникальные исторические объекты и посчитали самый северный аэродром в мире не более чем помойкой? Думаю, это уже не важно, уничтоженного не вернешь.

Сейчас сбор металлолома остановлен, и на острове пока кое-что осталось. Но в будущем без активных работ по сохранению этих объектов, все интересное почти наверняка уничтожат. Поэтому хотелось бы, чтоб ответственные лица не гребли все под одну гребенку, и отделили мух от котлет, убирая мусор и сохраняя, при этом, ценные историко-культурные объекты.

В статье использована информация из следующих источников:
© Юрий Банько, Опубликовано: «Мурманский вестник» от 24.05.2013
«Новая Земля – военная земля»
Расконсервация аэродромов


ЗЫ: учитывая то, что на острове вообще никто не мог понять – зачем и для кого нужно сохранять подобные заброшенные военные объекты, прошу проголосовать и высказать в комментариях свою позицию на этот счет. Интересно, много ли наберется людей, считающих, что аэродром мусором не является, и что все нужно было составить в неприкосновенности (за исключением откровенных отходов и емкостей с ГСМ). И кто тут думает, что в будущем также надо оставлять подобные военные объекты.

И еще. Тема для нас очень важная и, думаю, не только для нас. Поэтому, будем благодарны, если вы распространите эту запись.


Comments

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>

Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное ун

Пользователь bbuzi сослался на вашу запись в записи «Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение [...]
Поддерживаю вашу позицию.
Уверена, что многие ее поддержат. Потому для нас и было удивительно тотальное непонимание, возникшее на острове. Черт знает что, но все хотели уничтожить все подчистую, не понимая, зачем хоть что-то оставлять. Мы словно в другом мире оказались, где практически все люди живут противоположными ценностями и убеждениями. Это было очень странно, честно говоря)
Да, не надо убирать

Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное ун

Пользователь koshkaransa сослался на вашу запись в записи «Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение [...]
Просто оставить здания и прочую мат часть на заботу природе тоже не верно.
Но и ламать не строить, тут я про основательные сооружения, маяки, инфраструктура всяких ПВО и прочее. Объекты интересные, нужно, вдимо, их действительно законсервировать, как-то облагородить. Но это всё деньги. Понятное дело, что проще всё это один раз за гос. средства вывезти и не париться.
А куча ржавого металла и полуразрешенные дома лично мне совсем не по душе.
В чем проблема, даже если все это останется "на заботу природе"? Сколько на крайнем севере заброшенных деревень, разве они кому-нибудь мешают? Или, например, церквей, на ремонт которых денег нет, но которые туристы активно посещают. И так можно вспомнить кучу подобных объектов.

Опять же, ломать - не строить. Может через 5-10-20 лет арктический туризм сильно разовьется, и тогда все эти сохраненные объекты можно будет использовать. А если все снести, то и использовать будет нечего, даже если появится желание и деньги.
успела пока просмотреть только фото.напомнило пейзажи фильма "Кин-дза-дза")
Мне кажется, почти все арктические заброшенные объекты напоминают "Кин-дза-дза" или "Сталкер". Уж больно часто люди это вспоминают)
позиция неоднозначная. военный мусор и "бочки" с течением времени становятся историческим памятниками... хм...

впрочем я разделяю вашу позицию : обломки самолета скорее не портят, а оживляют скучные полярные побережья. напоминают какую цену заплатили первооткрыаватели за нанесение этих мес на карту.
Я не про бочки речь веду. Кроме бочек, там есть множество зданий, техники и прочего. Замусорили людям сознание этими бочками, и все теперь думают, что кроме бочек на острове ничего нет.

Обломки самолетов, авиадвигатели, аэродромная инфраструктура, сохранившиеся здания, тракторную технику, вездеходы и все подбное - надо оставить. А бочки и емкости с ГСМ - пусть, конечно, убирают. Хотя, бочки бочкам рознь. Многие из них использовались в качестве той же инфраструры - например, пустые бочки служили ориентирами вдоль дорог. Их использовали в качестве фундаментов. И даже на Греэм-Белле есть целый гараж, сделанный из бочек. Потом мы его покажем.

Не надо просто все под одну гребенку грести и убирать ценное вместе с мусором. Никто ж не сносит дом, вместо того чтоб сделать генеральную уборку в нем и вокруг него? А тут именно так и получается.
Ух ты ж, как тема с бочками расцвела! Уже атомные ледоколы подтянули!
И как они собираются вывозить 8000 тонн мусора? вертолетами? потом на кораблик и до ближайшей к порту Мурманска свалки? Теперь чисто!
У них хотя бы хватило мозгов не вывозить ГСМ, а сжечь на месте?
Идиотизм человеческий безграничен.

Да, считаю, что все нужно было оставить в неприкосновенности (а ГСМ тупо сжечь на месте).
Вывозить металлолом и топливо вроде как собираются на сухогрузе. А грузить все это на корабль с помощью самоходного плашкоута. Конечно, все эти бочки и металл получились просто бесценными. Миллионы на них потрачены.

При этом, как оказалось, арктические территории Норвегии и США забиты теми же самыми бочками не меньше, чем у нас. Просто это мало кому известно. И народ думает, что это у нас одних такая "свалка", а у других, мол, рай цветущий.

Хотя, я думаю - ну и пусть она уже будет эта очистка Арктики. На ней хоть не только министрам, но и сезонным рабочим удалось подзаработать - кто на квартиру, кто на свадьбу, кто еще на что.

А вообще, главное, на мой взгляд, чтоб ценные исторические объекты не тронули. А то народ же все мусором считает, не делая никаких различий между ледовым аэродромом и емкостями.

То что вывезут топливо и емкости - тоже неплохо. В принципе, на Греэм-Белле даже не тундра, а арктическая пустыня. Почва там - песок и глина, им техника никак не повредит. Единственный вред - то что в процессе неграмотной очистки выливается ГСМ, который сам бы не вылился. Очистники в процессе работы все также сливают на землю, в океан, устраивают по недомыслию серьезнейшие пожары. Это, конечно, косяк.

И за этим, главное, никто не следит. Госинспектора сидят в балках и балду гоняют. Да и что они могут, если один инспектор - просто шофер, второй бывший военный и хрен пойми кто, а третий - геолог, работающий просто чтоб попасть на остров и взять образцы пород для своих исследований. А никаких проверяющих там не было - что вообще удивительно. Делайте, как говориться, что хотите, лишь бы 8 тыщ тонн металла собрать и сколько-то там топлива.
В свое время гениальную фразу сказал наш начальник экспедиции - П.В. Боярский - "Любой предмет находящийся в Арктике имеет статус объекта наследия. Жаль, только, что мало кто это понимает". Однозначно надо консервировать. Но при этом, увы, арктический туризм более доступным не становится... По уму, надо развивать одновременно и его (т. е. не ограничиваться катанием на СП за безумные бабки на ледоколах). Только кто этим будет заниматься... Замкнутый какой-то круг получается... Грэмм-Бэлл-то место уникальное, по-любому.
Где-то читала прогнозы ученых, что, мол, ледовый покров в районе ЗФИ становится все меньше, а значит скоро, возможно, туда можно будет не только на ледоходах ходить. Хотя, летом же туда даже на яхте добраться можно - никаких проблем)

То, что вы могли пропустить 9.09.2013. Лучшие фотографии за

Пользователь juicy_fruit сослался на вашу запись в записи «То, что вы могли пропустить 9.09.2013. Лучшие фотографии за день (+38 фото)» в контексте: [...] (с) в Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение (+11 фото) [...]
Ха, мудачьё, не понимает что мишек туристы в любом другом месте посмотреть могут, более доступном. Тундрой они супостатов заманивать будут?
Вот-вот. Кому эта арктическая пустыня нужна? Туда никто не поедет. Всем нужны красоты - гигантские сферолиты, скала Рубини, красочный Мыс Флора. Просто так на пустнынный Греэм-Белл никто даже не сунется. А аэродром и военные поселки - отличная завлекаловка. Не говоря уже о том, что тут можно не только туристов принимать, но и фильмы снимать, и устраивать научные экспедиции и т.п.
Тема интересная. Согласен с мнением, что аэродромы, их инфраструктуру и технику необходимо сохранить, как ценные исторические объекты. Жаль, что опять всё "благими намерениями" но через одно место делается. Хорошо, что вы смогли хоть что-то сохранить и остановить уничтожение этих объектов.
Работы по очистке еще не закончены, поэтому говорить о сохранении пока рано. Кто знает, что там в будущем натворят. Хотя да, шансы, что хоть что-то останется - все-же есть)
Мощь Советской военной машины начинаешь осознавать когда оказываешься на побережье Баренцева моря. Весь Кольский полуостров был утыкан военными частями... Не было такого места (не смотря на размер территории) где бы от части до части было больше дневного перехода пешком.
Да, верно. Хотя, я смотрю, начинают все потихоньку разрушать и вывозить металл. Например, технику и металлолом с комплекса ПВО у реки Поной еще в 2008 собирались полностью вывозить. Интересно, сейчас там что-нибудь осталось...
По тексту я с вами согласна, хотя скорее в сторону"законсервировать,а после восстановить когда-нибудь".

К последним комментам-да на Севере все разваливают потихоньку, когда мы жили в Лице,жили в Алакуртти- там вполне можно было жить-было все что нужно,а теперь уже и в крупном Росляково в шаге от Мурманска много нежилых напрочь домов. Очень быстро все разваливают. То что сердюковцы сплавили Мохнаткину Пахту у меня так вообще в голове не укладывается. Север тихо умирает, невоенные поселки вокруг промышленных предприятий на юге приказали жить еще раньше,военные с трудом держатся. Разговаривала летом с попутчицей из Надвоиц-пока там добывали аллюминий-там было все-даже не количество населения имею ввиду,а качество жизни. Она педагог на пенсии-в только её театральном кружке по 15-20 летей занималось-а сейчас все закрыто, жизни нет,работы нет,люди уезжают-хотя формально предприятие до конца не закрыли-"добъют" к 15г.

Edited at 2013-09-10 07:50 (UTC)
Разваливается то, что не жизнеспособно в нынешней ситуации. Это естественный процесс.

Другое дело, что воспоминаний о том, что было на севере раньше, не надо стыдится, а наоборот, стоит многие объекты оставлять "на память", для потомков, чтоб они видели, что и как раньше на севере было.

На счет того чтоб объекты "законсервировать", так я в общем, об этом речь и веду - не надо все сразу прям восстанавливать, надо просто объекты сохранить (законсервировать) и оставить до тех времен, пока появятся деньги и желание как-то это интересно использовать.
Думаю, что считать культурным наследием, а что человеческим мусором зависит еще и от количества этого "наследия-мусора".
Взять, например, окрестности какого-нибудь порта или судостроительного завода - все буквально кишит останками затонувших или заброшенных кораблей, частями гигантских машин. Несомненно, что это просто свалка, от которой хотелось бы избавится. А если один из этих кораблей в одиночестве торчит из воды, или лежит где-то в пустыне - то тут стоит поломать голову, как его назвать. Может это и не культурное наследие, но несомненно, что это объект, который вносит какие-то изменения в окружающий ландшафт.

Иное дело, что характер этих изменений каждый видит по-своему. Отсюда и Ваши разногласия с другими сотрудниками. Вы по сути - сталкеры, исследователи планеты, как она есть, со всеми следами человека.
Но есть и такие, которые, глядя на эти следы человеческой деятельности, ничего, кроме разочарования или даже отвращения не почувствуют. Вы говорите, что хотели бы сохранить наследие, а они говорят, что от количества этого наследия вскоре на планете уже негде будет встать. И сохранять нужно другое. Вы говорите, что железо и кирпичные стены не наносят вред природе, а они говорят, что то же самое можно сказать и о большинстве обычного, более мелкого мусора, в котором скоро утонет планета.

Сам я тоже отчасти сталкер, отчасти второй тип. И по поводу ЗФИ ничего сказать не могу, так как из Вашего рассказа полной картины по острову не видно.
Но если бы вопрос стоял так: что сохранять - культурное наследие человечества или чистоту природы, то я не колеблясь бы сказал - чистоту природы.
Чистота природы - очень субъективное понятие. Я, например, не считаю, что покинутые строения или металл ее загрязняют. Ведь, они никак ни на животных, ни на растения, ни на атмосферу не влияют.

На самом деле обычно вся эта обывательская защита природы строится на том, что "вредит то - что видно наблюдателю". Строения и металл бросаются в глаза и их стремятся убрать, а скорее даже просто сгрести в кучу и переместить и одной части земли в другую. И сразу думают, что сделали чисто. На самом же деле от перемены мест слагаемых на планете ровным счетом не изменилось ничего.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>